Статья: Когда юристы находятся в плену слов
Умение читать закон или договор должно являться неотъемлемой чертой юриста. Это в равной мере касается адвоката, судьи, прокурора и следователя. Порой запятая или союз «И» в русском языке, может настолько менять суть, что при внимательном прочтении полностью меняется весь смысл закона, договора и пр.
Всем известно выражение «Казнить нельзя помиловать». От того, как расставить запятые, будет зависеть смыл этой фразы. А есть ли что-то подобное в Российской законодательной системе? Как оказалось, есть.
Статья 22.1 ГПК РФ делает запрет на рассмотрение третейскими судами споров, возникающих из семейных отношений, в том числе споров, возникающие из отношений по распоряжению опекунами и попечителями имуществом подопечного, за исключением дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества.
В казалось бы ясном запрете имеются несколько нюансов, которые надо знать практикующим юристам для того, чтобы не совершать ошибок. Для того, чтобы всё стало на свои места расскажем вам об очевидных вещах, на которые никто не обращает внимание.
Все знают, что такое семья. Это союз мужчины и женщины. Членами семьи являются их дети. Брак должен быть зарегистрирован в установленном законом порядке и т.д.
А может ли быть так, что есть семейные отношения, а есть отношения, регулируемые Семейным кодексом РФ? Есть ли в этом разница?
Как оказалось, может и разница есть.
Все алиментные отношения родителей к своим детям регулируются Семейным кодексом РФ, но не все они могут быть семейными.
Часты случаи, когда у женатого мужчины может родиться ребёнок вне брака. Отношения между матерью этого ребёнка и отцом не являются брачными, так как семья у отца ребёнка уже есть. Но такие отношения регулируются Семейным кодексом РФ.
Распространяются ли на такие взаимоотношения запрет третейским судам рассматривать споры по оплате алиментов, обусловленный ст. 22.1 ГПК РФ?
Однозначно нет. Двух семей у одного человека быть не может в силу СК РФ. Отношения по содержанию ребёнка отцом, который родился вне его брака, регулируются СК РФ, но не являются семейными. К таким же правоотношениям относятся и алиментные обязательства отца ребёнка по отношению к его матери, которая находится в отпуске по уходу за ребёнком связанным с его рождением.
Если бы запрет установленный процессуальным законодательством распространялся на споры, предмет которых регулируется Семейным Кодексом РФ, то и описанные выше правоотношения не подпадали бы под юрисдикцию третейских судов. Однако, закон есть закон. Отсутствие прямого запрета и внимательное прочтение закона позволяют сделать вывод о том, что ряд отношений регулируемых Семейным законодательством РФ может рассматриваться третейскими судами РФ в качестве арбитрабельных, в том числе споры по содержанию ребёнка, его воспитанию, ограничению одного из родителей в правах по отношению к ребёнку, а также и иные вопросы.
А могут ли рассматриваться третейскими судами споры о расторжении брака, если запрет на рассмотрение такой категории дел уже есть?
На первый взгляд ответ отрицательный, но в каждом правиле бывают исключения. Подобные случаи редки, но имеют место быть.
Как известно, Российская Федерация признаёт браки, заключённые гражданами РФ и физическими лицами иных государств в других юрисдикциях. Есть ряд государств, в которых отсутствует институт ЗАГСа. Такие функции выполняет церковь. Хотя ни одна религия не приветствует расторжение брака, всё же в каждом религиозном своде правил имеются свои исключения.
Всем известен и институт двойного гражданства. Многие граждане РФ, уезжая на постоянное место жительство в другие государства, не теряют гражданства России.
Может ли брак, заключенный в территориальном органе ЗАГСа РФ быть прекращён раввином в Израиле? Ответ ясный. Конечно, может. А может ли брак, заключенный в Израиле, быть расторгнут раввином в Москве? Тоже может. Для суда раввинов в Москве это процедура религиозная, но прекращается брак светский в Израиле, тот самый который браком признаёт и Израиль, и Российская Федерация.
Будет ли Российская Федерация признавать брак, заключенный в Израиле в синагоге? Конечно, будет! Правовые последствия расторжения такого брака судом раввинов в Москве будут аналогичными правовым последствиям расторжения его в мировом суде.
А что такое суд раввинов? Это третейский суд, который сейчас вне закона не смотря на тысячелетнюю историю его существования. Также, вне закона сейчас шариатские суды, суд русской православной церкви, так как наш законодатель ввёл прямой запрет на образование третейских судов при религиозных организациях. Между тем, перечисленные выше три религиозных суда являются ни чем иным как третейскими судами со своей узкой-религиозной направленностью.
Подобные коллизии в праве не редкость и преодолеваются они внесением изменений в законодательство, что, надеемся, будет скоро сделано и Российской Федерацией, которая вернёт в правовое поле церковные суды, оговорив законодательно их отдельные полномочия.
P.S. Просим вас поделиться этой статьёй, если она вам понравилась или показалась полезной. Также подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях для получения информации наиболее удобным для вас способом, спасибо!
Telegram: t.me/olts_info
Facebook: https://www.facebook.com/oltsgroup
Instagram: https://www.instagram.com/oltspic
Twitter: https://twitter.com/olts_info
Одноклассники: https://ok.ru/treteyskysud